Путорантур
рыба ловится всегда

Стройка № 503

Северная железная дорога

«Стройка №503» – начало осуществления грандиозной «авантюры» сталинской эпохи, целью которой было соединение железнодорожной магистралью двух материков – Евразии и Америки. Трансполярная магистраль или Северная железная дорога должна была пройти под Беринговым проливом с выходом на Аляске!
На первоначальном этапе было решено построить железную дорогу, соединяющую реку Обь с рекой Енисей, от города Салехард до города Игарка. Для этого было сформировано два строительных управления: Обское № 501 с центром в Салехарде, для проведения работ на участке Салехард – река Пур, и Енисейское - № 503 с центром в Игарке (впоследствии в поселке Ермаково) – участок река Пур – Игарка. Протяженность дороги 1300 км.

Воплощение идеи в жизнь началось весной 1949 г. Северная железная дорога строилась узкоколейной. Строительство находилось под ведомством НКВД СССР, велось в строгой секретности и под личным контролем И.В. Сталина. Работы велись заключенными в исключительно сложных природно-климатических условиях: заполярье, вечная мерзлота, болота, множество рек и озер, летом – тучи гнуса, зимой – морозы под и за –50. Спецконтингент (так называли заключенных) составлял около 70 000 чел. Вдоль полотна дороги, через 5-7 км, стояли лагеря с заключенными от 500 до 1500 человек.

Строительство №503

Спецконтингент нещадно эксплуатировали и поводов для снижения темпов строительства не давали. В месяц укладывалось до 15 км. пути.

Спецконтингент нещадно эксплуатировали и поводов для снижения темпов строительства не давали. В месяц укладывалось до 15 км пути.

В 1953 году железнодорожное полотно подошло уже к Енисею, к Ермаково, где и было построено большое паровозное депо. Далее предусматривалась паромная переправа подвижного состава через Енисей, соединяющая ветку с последним по проекту участком дороги – до Игарки.

На всем протяжении железнодорожного полотна, через 12-15 км, были построены станции, проведена телефонная и телеграфная связь, регулярно ходили поезда, перевозившие грузы и людей. Но Сталин умер, и летом 1953 года строительство прекратилось. Заключенных стали вывозить, и в 1955 году дорога обезлюдела, стала «мертвой». И с тех пор она ни разу не использовалась по прямому назначению.

Строительство №503

След «Стройки №503» до сих пор хорошо виден - сохранилась железнодорожная насыпь, зарастающая по бокам березняком, кое-где лежат под откосами или стоят на пути паровозы уникальной серии, заброшенные лагеря ГУЛага, производственные и жилые постройки, мосты через реки. Сама насыпь во многих местах просела и порой лишь угадывается.

На месте некогда вырубленных выросли новые лиственничные леса, о чем свидетельствуют окаменевшие от времени пеньки. Теперь ВСЕ ЭТО – музей под открытым небом без присмотра и ухода, с каждым годом все более разрушающийся.